Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова
Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова
Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова
Параллельное кино
Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова

Параллельное кино

Пятый фестиваль современного искусства
«ТАЙМЫРСКИЙ КАКТУС»
15-24 мая 2009 года, Норильск
ОСТРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КИНО
History & love story

Ведущий программы – режиссер Андрей Сильвестров

Новыми русскими ДАДАИСТАМИ» окрестила европейская пресса (в частности, телеканал Arte) Павла Лабазова и Андрея Сильвестрова – авторов фильма «Волга-Волга», мировая премьера которого успешно прошла на 35-ом Международном Кинофестивале в Роттердаме. (Фильм был показан в рамках программы клуба СИНЕ ФАНТОМ – CINE FANTOM Day). Режиссеры не стремились создать ремейк культового советского фильма, дословно и покадрово известного не одному поколению, скорее желали «из популярной комедии сделать постмодернистскую трагикомедию». И у них получилось. Владислав Мамышев-Монро, чьи лаконичные образы поп-звезд и кино-див уже стали классикой современного искусства, теперь воплотился в собственный идеал – Любовь Орлову – на большом экране. До сего момента он только мастерски примерял ее образ в знаменитой серии фоторабот.

"История русского экспериментального кино – очень интересная и многообразная тема. Можно сказать, что Россия была одним из центров, в которых начался эксперимент над формой и языком кино. Такие мастера, как Эйзенштейн, Ромм и Дзига Вертов являются не просто культовыми, а одними из самых значимых для развития языка кино. А экспериментальное кино – это кино, которое развивает форму и многообразие жанров киноискусства.

Во время сложного советского периода эксперимент в кино и театре тотально уничтожался, и только на волне перестройки прорезались новые, сильные и интересные ростки экспериментального кино. Эти нового типа фильмы получили название «параллельное кино». Его создателями были Игорь и Глеб Алейниковы, Евгений Юффит, Евгений Кондратьев, Борис Юхананов. С этого времени, с середины 80-х, началась новая история Российского экспериментального кино.
Затем появилось второе поколение «параллельщиков», ярким представителем которого являются Александр Дулерайн и Ольга Столповская. Это поколение оказало существенное влияние на развитие современного кинематографа, а, кроме того, и на развитие телевидения, поскольку огромное количество маркетинговых стратегий было найдено внутри параллельного кино. Такое кино также плотно смыкается и с современным искусством.

Первая часть нашей программы – это история параллельного кино, которая дает возможность зрителю разобраться, кто есть кто. Вторая часть программы – специальная. Она посвящена общей теме фестиваля и называется «Love story параллельного кино». Удивительно, но эта тема достаточно редка для параллельщиков. Художники, в основном, делали социальные или языковые эксперименты, и в меньшей степени обращались к теме любви. Таким образом, фильмы в программе – практически единственные фильмы, которые посвящены этой теме внутри параллельного кино. Мне кажется, это интересно и очень трогательно".

Режиссер Андрей Сильвестров

 

Программа ИСТОРИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО КИНО

«Лесоруб». Евгений Юфит, Россия, 1985 год, 6 мин.
Эксцентричная комедия абсурда с бесконечными драками, погонями, бессмысленными
убийствами и самоубийствами, перемежающимися с Советскими символами мира и свободы - пионерами, выпускающими белых голубей.

«Нанайнана». Евгений Кондратьев (Дебил), Россия, 1985 год, 16 мм, 8 мин.
Одна из наиболее значительных работ того периода содержит попытку оптической драматургии и наивных формальных сопряжений. Свет сменяется тенью, большое следует за малым. Камера здесь вовлекается в пляс, в разгон, в орнамент. Но не за тем, чтобы ухватить нечто в причудливой динамичной фигуре, а чтобы осознать себя элементом происходящего.

«Трактора». Игорь и Глеб Алейниковы, Россия, 1987 год, 13 мин.
Сборник короткометражных работ.
В 1984 году в Москве и Ленинграде в мастерских художников и на квартирах друзей показывают свои самодельные фильмы молодые авторы. В эмалированных тазах они проявляют отснятые плёнки, развешивают их сушиться на бельевых верёвках, клеят фильмы на кухонных столах и показывают друг другу. Зрители реагируют с восторгом и изумлением: на привычные фильмы кинолюбителей это кино совсем не похоже.
Игорь и Глеб Алейниковы – ключевые фигуры, классики этого направления. Работы, вошедшие в сборник, своего рода золотой фонд «параллельного» кино.

«Суд над Брунером». Ольга Столповская, Дмитрий Троицкий, Россия, 1998 год, 11 мин.
Фильм рассказывает о событии, потрясшем умы просвещенной Европы: Александр Бренер рисует на картине Казимира Малевича «Белый крест» зеленый знак доллара. В то время как эта акция вызывает ожесточенные споры среди искусствоведов и юристов, авторы фильма провозглашают «совместный» символ Бренера и Малевича культовым знаком 1998-го года. Фильм показан на крупнейших европейских фестивалях независимого кино, приобретен Нью-Йоркским музеем современного искусства (MOMA), собрал многочисленную прессу, и попал в рейтинг самых скандальных фильмов 1998 года.

«4 предмета». Александр Дулерайн, Ян Раух, 1995 год, 10 мин.
Четыре способа достичь вечного блаженства при помощи четырех предметов: лестницы, топора, бомбы и пистолета.

«Судьба». Михаил Игнатьев, Андрей Сильвестров, Россия, 1997 год, 15 мин.
Тинэйджер играет в DOOM, и это судьба.

21 мая (четверг), 20.00
Музей истории, освоения и развития НПР
3-й этаж


Программа «LOVE STORY ПАРАЛЛЕЛЬНОГО КИНО»

«История любви Николая Березкина». Игорь и Глеб Алейниковы, Россия, 1994 год,10 мин.
Через весь фильм проходит история персонажа, придуманного режиссерами и связавшего воедино, казалось бы, несоединимые части эклектичного мира Олега Голосия. Через какое-то время зритель перестает ощущать стилистическое разноцветье картин и не удивляется тому, что герой и его возлюбленная в каждом кадре обретают новое лицо,
платье и культурное происхождение, зато отдается переживанию их трогательной,
трагической и счастливой судьбы.

«Алена Штерн». Андрей Сильвестров, Дмитрий Троицкий, Россия 1993 год
Фильм о любви и об уроках речи.

«Офшорные резервы». Джэми Брэдшоу, Александр Дулерайн, Россия, 2004 год,15 мин.
У руководителя американской гуманитарной организации, серьезная проблема. Она «наркотически» зависима от американских долларов. Психоаналитик советует ей покинуть Штаты. Ханна приезжает в Москву. И возглавляет гуманитарный фонд. Ее фонд ввозит в Россию куриные окорочка. При проверке очередной крупной партии окорочков, Ханна обнаруживает, что окорочка заражены опасным вирусом. Ее российский коллега предлагает ей 1 000 000 долларов наличными, что бы она дала разрешение на ввоз окорочков в Россию. Ханна физиологически не может отказаться от такой суммы. Но и жить дальше, став взяточницей, она не может. И тогда с ней происходит психическая трансформация…

«Эмма цунц». Олег Хайбуллин, Россия, 1997 год, 12 мин.
Фильм снят по мотивам одноименного рассказа Хорхе Луиса Борхеса. История
застенчивой и робкой фабричной девушки, которая жертвуя своим целомудрием,
осуществляет тщательно продуманное убийство-мщение.

«Черный, черный зонт». Ольга Столповская, Россия, 1997 год, 26 мин.
Это такой стиль кино, когда через все приемы завзятой альтернативщины просвечивает
человеческий сюжет, нормальные герои и развязка, тяготеющая к хэппи-энду. Получается
трогательное, милое и совсем не пошлое кино.

22 мая (пятница), 18.30
Музей истории, освоения и развития НПР
3-й этаж

Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова
2005 © Фонд Культурных Инициатив. Редактировать страницуПерейти на сайт программного продукта
Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова