Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова
Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова
Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова
Новости, отзывы, события
Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова

18.05.2009 - Хармсу бы это понравилось

Два вечера подряд шокировал публику (в приятном смысле) Алексей Айги и его ансамбль «4’33». Коллектив назван в честь минималистской пьесы Джона Кейджа, в которой в течение 4 минут 33 секунд пианист не извлекает из инструмента ни звука. Но в немые эксперименты норильчан вовлекать не стал. Зачем: музыканты умеют выжать такое, и в настолько неожиданных сочетаниях, что хочется крикнуть: «Играйте! Играйте еще!».

Это не рок, хоть и задействован бас и ударные. И не джаз. Ну и что, что есть труба с флюгельгорном. И не классика вовсе, несмотря на наличие скрипки (на ней играет Алексей Айги) и виолончели. И не саундтрек к фильму, пусть в иных композициях и встречаются киношные спецэффекты (скрип двери, как в ужастике, шамканье словно бы металлическими губами и другие).
Скорее, исследование, без жанровых и стилевых ограничений. Но спросим у экспериментатора.
- Алексей, из всего, что вы играете, вычленяется джаз, классика, рок. Но есть и что-то еще. Помогите разобраться.
- Много импровизации, если о стилях. Кроме джаза, рока, классики, есть минимализм, современная академическая музыка. Этника, в каком-то виде. Можно еще прибавить жанры – танго, вальс, все что угодно.
Несмотря на такое разнообразие составляющих, музыка гармонична. У музыкантов и публики сложился контакт. Одну из композиций без имени кто-то из зрителей предложил назвать «Полярный день».
- Ну… она мрачная, - ответил со сцены Алексей.
- Тогда – «Полярная ночь», - прозвучало из зала.
«НКК» музыкант рассказал, что, вполне вероятно, такое имя ей и дадут:
- Это может быть. Мы вообще-то не называем, но, когда мелодия должна быть издана, приходится, к сожалению. Правда, в той композиции музыка достаточно суровая, а я не люблю, чтобы настроение и название совпадали. Часто идет от противного.
С именами у «4’33» и впрямь забавно. Норильчане оценили «Несколько способов использования квазицитат» (когда Алексей это произнес, по залу пронеслись смешки).
- В ней есть кусочек, который ассоциируется с Моцартом, но на самом деле не из него. Не цитата, а квазицитата. Так родилось название, - рассказал Айги.
Содержание не уступало в непосредственности исполнению: Алексей то и дело подпрыгивал, вместе со скрипкой, а порой перебирал струны, словно это гитара. Ее смычок, как и у виолончели, от драйва изрядно пострадал: к финалу из них торчали «усы».
По тому, как все, что происходило на сцене, не укладывается в привычные рамки, возникло ощущение, что любимый поэт Алексея – Даниил Хармс, а писатель – Льюис Кэрролл. Интуиция не подвела:
- Я в позапрошлом интервью цитировал Люиса Кэрролла, да. А Хармс был у нас дома еще в ненапечатанном виде, потому что моя мама была знакома с собирателем Хармса. Так что его я читал совсем в раннем детстве.
Не только Алексей Айги произвел впечатление на Норильск (судя по опросу зрителей после концерта). Город тоже запомнится музыканту:
- Очень все необычно. Сегодня утром мы удивились, как от улиц идет пар. Нам объяснили, это от сухости. Снежные сугробы в середине мая, дома, построенные на сваях, где нет подвалов, - все это выглядит очень странно.
Этому месту не подойдут полутона, считает Алексей:
- Может быть, из-за того, что город такой… суровый, веселое хотелось бы написать. Вряд ли он может рождать среднестатистическое. Либо, по аналогии с городом, что-то во мрак и жесткость, либо, наоборот, по контрасту, солнечное, как полярный день.

Татьяна Антипьева, газета «Наш Красноярский край»

Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова
2005 © Фонд Культурных Инициатив. Редактировать страницуПерейти на сайт программного продукта
Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова